Pic1

История адвокатуры Беларуси в разрезе современности

История адвокатуры тесно связана с историей конкретного государства. Известный дореволюционный ученый и адвокат Е. В. Васьковский, исследуя в одной из работ «корни» правозаступничества, как особого института, писал: «Подобно всем социальным учреждениям адвокатура не возникает сразу в совершенно организованном виде, а появляется в жизни сначала в форме незначительного зародыша, который может при благоприятных условиях развиться и достигнуть пышного расцвета, а при неблагоприятных - чахнуть и прозябать в глуши». Появление этого института было вызвано тем, что для грамотного ведения дел необходима специальная подготовка, и лица, ею не обладающие, вынуждены были обращаться к специалистам в области права.

Адвокатура - правовой институт, призванный оказывать в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на профессиональной основе юридическую помощь в целях осуществления и защиты прав, свобод и интересов физических и юридических лиц. Официальной датой создания адвокатуры в Беларуси считается 26 июня 1922 года, когда третья сессия ЦИК БССР приняла первое Положение об адвокатуре. В 2012 г. в республике отмечалось 90-летие со дня создания белорусской адвокатуры. Однако корни данного рода деятельности уходят далеко в прошлое. Уже в период Великого княжества Литовского была заложена правовая основа для создания и дальнейшего развития института адвокатуры.

Становление адвокатуры на белорусских землях началось с принятием первого Статута ВКЛ в 1529 г. Только одна статья была посвящена данной проблематике. Ст. 10 раздела 6 называлась «О прокураторы»: «О именя, о шкоды, о кгвалты не маеть жаден чужоземец прокуратором быти ани о том мовити перед нами, господаром, ани у земском праве, одно который бы был у Великом князьстве оселый». Данное положение закрепляло правило, в соответствии с которым в ВКЛ иностранцы не имели права быть адвокатами («прокураторами»); к такому роду деятельности допускались только уроженцы и жители ВКЛ, имеющие недвижимое имущество на территории страны.

Историческую преемственность положений первых законодательных актов в данной сфере можно показать на примере анализа норм действующего законодательства Республики Беларусь. В ст. 7 Закона Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» 30 декабря 2011 г. № 334-З определяется, что «адвокатом в Республике Беларусь может быть физическое лицо, являющееся гражданином Республики Беларусь…»

Статут 1566 г. уже сформулировал правила адвокатской этики, установил уголовную ответственность за нарушение адвокатами своих обязанностей, а также предписывал суду назначать адвоката тому, кто в этом нуждался. 

Наиболее полно правовое регулирование адвокатской деятельности отражено в Статуте ВКЛ 1588 года, где адвокатам уже специально посвящены несколько статей. В частности ст. 56 «О поручении дела и о даче полномочий иным в суде за себя говорить» определяет: «Устанавливаем также, где бы кто по позвам или на которой сессии проходящей не мог в суде быть как по болезни, так и по иным каким причинам и нуждам своим тогда адвоката или представителя своего может вместо себя в суде иметь». Обязательным условием для допуска представителя в суд являлось либо устное (лично), либо письменное подтверждение полномочий представляемого. «А кто бы из-за болезни своей или при дальности вряда поручения во вряде засвидетельствовать не мог, таковой всякого состояния человек может уполномоченному или представителю своему дело свое для выступления в суде поручить листом своим открытым».

Таким образом, Статут ВКЛ 1588 г. устанавливал следующие требования к порядку осуществления адвокатской деятельности: лицо могло нанять адвоката для представительства своих интересов в суде, если по каким-то причинам оно лично не могло присутствовать на заседании суда; представительство должно было быть должным образом оформлено, в подтверждение чего адвокат в суде предъявлял соответствующий документ («выписку из книг»); при надлежащем оформлении документа о представительстве в качестве адвоката уже мог выступать и иностранец.

Ст. 57 Статута содержала очень прогрессивную по тем временам норму об обязательном назначении адвоката малоимущим и сиротам. «К тому, где бы кто не мог и не умея сам говорить и дело свое в суде вести, а при бедности и недостатке своем адвоката сам себе нанять не мог, как вдовы и сироты, а просили бы вряд об адвокате, тогда вряд должен таковому адвоката даром назначить и поручить от них в суде говорить, и адвокат должен в этом повиноваться вряду». Адвокат обязательно назначался при слушании дел о государственных преступлениях («при оскорблении нашего величия»). Если проанализировать современные требования к осуществлению адвокатской деятельности, схожие положения мы найдем и в действующем законодательстве. 

В частности, в ст. 28 действующего Закона Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» определяются принципы оказания юридической помощи за счет средств коллегий адвокатов, республиканского и местного бюджетов. «Юридическая помощь гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства (далее - граждане) оказывается за счет средств коллегий адвокатов: истцам - при составлении заявлений и ведении дел в судах первой инстанции, связанных с трудовыми правоотношениями, о взыскании алиментов, о лишении родительских прав; участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам боевых действий на территории других государств - при даче устной консультации по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью; гражданам - при составлении заявлений об установлении факта получения заработной платы за конкретный период в определенном размере для назначения пенсий, о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным; инвалидам I и II группы - при даче устной консультации, не требующей ознакомления с документами; малообеспеченным родителю в неполной семье, воспитывающему ребенка в возрасте до восемнадцати лет, родителям (усыновителям, удочерителям) в многодетных семьях - при даче устной консультации, не требующей ознакомления с документами; несовершеннолетним - в их интересах; родителям (усыновителям, удочерителям, опекунам, попечителям) несовершеннолетних - в интересах их несовершеннолетних детей; пенсионерам и инвалидам, пребывающим (проживающим) в учреждениях социального обслуживания, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, а также законным представителям граждан, признанных судом недееспособными, - при даче консультации по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов указанных граждан; беременным женщинам - при даче устной консультации по вопросам, связанным с рождением ребенка; иным категориям граждан - по решению коллегии адвокатов».

Важной правовой особенностью Статута 1588 года было установление ограничений к занятию адвокатской деятельностью. В частности в ст. 58 «Об адвокатах, какие особы и где не должны ими быть» определялось, кто не может быть адвокатом. К такой категории лиц относились судья, подсудок, земский писарь, замковый врядник. Однако делалась оговорка, что данное ограничение касалось только тех судов, где данные лица работают. «Не могут также быть адвокатами лица духовные, только также по своим собственным делам каждому из них можно будет в суде говорить».

В уже упомянутом Законе Республики Беларусь в ст. 8 устанавливается: «Адвокату запрещено являться собственником имущества (учредителем, участником) коммерческой организации, оказывающей консалтинговые, юридические, риэлтерские услуги, заниматься другой оплачиваемой работой (деятельностью), кроме работы в органах управления коллегий адвокатов и адвокатских образований, педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, творческой деятельности, деятельности третейского судьи, арбитра, медиатора, а также примирителя в примирительной процедуре.

Адвокаты, являющиеся собственниками имущества (учредителями, участниками) коммерческих организаций, не указанных в части первой настоящего пункта, в том числе имеющие в собственности акции (доли в уставных фондах) таких организаций, во время осуществления адвокатской деятельности не вправе представлять права и интересы этих организаций в качестве представителей в судах, государственных органах, иных организациях и перед физическими лицами, а также обязаны не допускать возникновения иного конфликта интересов.

Закреплялись положения об ответственности адвокатов за нарушение правил осуществления адвокатской деятельности (даже статья в Статуте называлась «О наказании фальшивых и коварных адвокатов и к тому, что можно стороне адвоката своего в суде поддерживать и самому говорить и другого адвоката на его место устанавливать»).«Устанавливаем, что когда бы который адвокат, взявшись кому дело его говорить и вести, а выведав у него то дело и листы его осмотрев, предал его в том стороне противной или к той стороне противной перешел... тогда такой не должен быть допущен говорить в суде». Предусматривались следующие виды наказаний для адвокатов в зависимости от тяжести наступивших последствий: «заключение в тюрьме шляхетской на четыре недели», смертная казнь. Это положение говорит о высоких требованиях, предъявляемых к адвокатам, и о важности той сферы деятельности, которой они занимались. 

Подход белорусского законодателя следующий (ст. 20 Закона): «Адвокаты подлежат дисциплинарной ответственности за совершение деяний, противоречащих настоящему Закону, Правилам профессиональной этики адвоката и иным актам законодательства об адвокатуре, а также уставам коллегий адвокатов, решениям Белорусской республиканской и территориальных коллегий адвокатов».

В случае болезни адвокат должен был уведомить об этом суд. При неявке на суд без уважительной причины или несообщения о невозможности участвовать в сессии суда по болезни адвокаты несли имущественную ответственность («платить за неявку»). В частности, в ст. 60 «Причины неявки адвокатов, что это им и сторонам их вредить не будет» записано: «Также устанавливаем, что когда бы адвокат перед сессией суда, не имея возможности стороне своей о болезни своей сообщить, чтобы иного на его место послал или, проезжая уже на дороге или и на месте будучи, где сессии проводятся, заболел тяжелой болезнью так, чтобы на сессии в суде сам быть не мог, тогда так стороне той, чье дело на себя взял в делах тех, также адвокату ничто не должно вредить».

Таким образом, Статуты ВКЛ 1529, 1566, 1588 гг. стали юридической основой для формирования и развития института адвокатуры на белорусских землях. В них были сформулированы следующие положения:

определялись специфические задачи адвокатов - представительство чужих интересов в суде;

устанавливались принципы порядочности и корректности при ведении дела;

предусматривалась ответственность за непрофессионализм и недобросовестность;

определялся круг лиц, которые не имели права заниматься адвокатской деятельностью;

закреплялось право на замену адвоката.

В 1840 г., после присоединения белорусских земель к Российской империи, официально было прекращено действие Статута ВКЛ 1588 г. Дальнейшее развитие адвокатура уже получила в результате судебной реформы 1864 г. По смыслу реформы, адвокаты стали одновременно и правозаступниками, и поверенными своего клиента.

Таким образом, адвокатура - исторически необходимый социально-правовой институт. Изучение истории развития адвокатуры помогает понять многие аспекты ее прошлой деятельности, объективно оценить сегодняшнее состояние дел, наметить некоторые пути ее дальнейшего развития.

На белорусских землях юридической базой для создания и функционирования института адвокатуры стали Статуты ВКЛ 1529, 1566, 1588 гг. Юридически закрепив право жителей государства на адвоката и определив основные принципы функционирования адвокатуры, законодатель тем самым подчеркнул значение юридической помощи для обеспечения прав личности и соблюдения принципа законности, несмотря на то, что все эти процессы происходили в условиях феодального общества.

 

 

 

Назад